Вкус перемен

Изменения – неотъемлемая часть нашей жизни. Они происходят повсюду, на работе, в личной жизни, в окружающей среде и в нашем организме. Мы способны не только жить в условиях постоянных перемен, но и расти благодаря им. Некоторые изменения являются для нас желанными, тогда как перед другими мы испытываем страх и хотели бы их избежать.

Перемены мы воспринимаем по-разному. Одни мы видим в позитивном ключе, другие в крайне негативном свете. Естественно, как и при любых полярных оценках, существуют промежуточные варианты, характеризующие степень нашего отношения к переменам (их вкус если хотите). Но в любом случае то, как мы к ним относимся, определяет нашу готовность к изменениям и наше поведение в процессе перемен.

Готовность к изменениям определяется следующими основными факторами:


  • осознанием невозможности настоящего положения (моего собственного или текущей ситуации);

  • наличием привлекательного видения будущего (моего собственного или ситуации в результате изменений);

  • наличием программы перехода (действий, которые необходимо совершить, чтобы изменится самому или изменить ситуацию).

При этом, для того, чтобы изменения произошли, объединение указанных факторов должно быть существенно больше (оказывать ощутимое влияние на человека), чем цена изменений.

Цена изменений включает в себя три основных составляющих:


  • усилия, которые необходимо приложить для того, чтобы реализовать программу перехода (совершить действия в интересах изменений);

  • ресурсы, которые понадобятся для совершения изменений (например, время);

  • все то, от чего придется отказаться в процессе изменений (привычки, устоявшиеся способы поведения, установки и т.д.).

Еще одна полярность, которая существует, когда мы говорим об изменениях, представляет собой источник или точку отсчета. И здесь мы говорим о том, кто или что инициирует процесс перемен – мы сами или внешняя сила (событие). В первом случае мы осознаем желательность (необходимость) перемен и дальнейшее наше вовлечение в этот процесс зависит от соотношения готовности и цены. Проще говоря, мы принимаем решение – меняться или нет (именно этот вариант в большей степени является предметом нашего рассмотрения). Во втором случае необходимость перемен диктуется внешним событием (например, переводом на новую должность или увольнением). И здесь правильнее говорить о механизмах (способах) творческого реагирования (адаптации) на сложившуюся ситуацию. Хотя при некотором допущении и обобщении наши действия в обоих случаях имею сходную природу.

Не имеет значения, каким изменение виделось изначально – положительным или отрицательным. Если ожидания человека существенно отличаются от реальности, результатом будет сопротивление. Но способы его выражения различны и зависят от того, как именно человек видит изменение. Судьба крупных перемен, которые изначально воспринимались с энтузиазмом, отличается от судьбы перемен, изначально воспринимавшихся негативно.

Можно выделить восемь стадий, через которые проходит человек, сталкиваясь с обстоятельствами, которые он не может или не хочет контролировать в процессе изменений (тех изменений, которые воспринимаются им негативно).

Стадия 1Стабильность. Эта стадия предшествует будущему изменению, она отражает настоящее состояние.

Стадия 2Бездействие. Первой реакцией на негативно воспринимаемое изменение является шок. На этой стадии реакция может колебаться от временного замешательства до полной дезориентации. В последнем случае перемены настолько чужды жизненным установкам человека, что он часто оказывается неспособным понять происходящее.

Стадия 3Отрицание. На этой стадии человек не способен соединить новую информацию с жизненными установками. Вся информации, имеющая отношение к изменению, часто отвергается или игнорируется. Типичная реакция такова: «Со мной этого не случится «или «если я этого не замечу, то все пройдет стороной».

Стадия 4Гнев. Эта стадия характеризуется сильнейшим расстройством и болью, часто проявляющимися в иррациональном, резком поведении. Эти эмоции обычно направлены на самых близких людей, которые сами в это время нуждаются в поддержке.

Стадия 5Поиски компромисса. Человек начинает договариваться с самим собой и окружающими во избежание негативного воздействия перемен. Поиски компромисса могут принимать различные формы (например, просьбы об увеличении сроков выполнения работы). Это сигнализирует о том, что человек не может больше избегать столкновения с реальностью. Все предыдущие стадии включали в себя различные формы отрицания — эта стадии отражает начало процесса принятия.

Стадия 6Депрессия. Это нормальная реакция на крупное, негативно воспринимаемое изменение. Такие симптомы, как ощущение себя жертвой, готовность к поражению, недостаток эмоциональной и физической энергии, нежелание заниматься своей работой, являются типичными. Хотя период депрессии — не самый приятный период в жизни человека, но он может быть позитивным шагом в процессе принятия перемен. На этой стадии происходит полное осознание тяжести негативного изменения и его последствий.

Стадия 7Восстановление. Вновь появившееся чувство контроля над ситуацией помогает человеку освободиться от депрессии. Идет привыкание к новой ситуации, переопределение целей, что делает возможной успешную деятельность в изменившихся обстоятельствах.

Стадия 8Принятие. На этой стадии люди воспринимают перемены реалистично. Но принять изменение — не значит его одобрить. Принятие означает, что человек уже готов функционировать в новых условиях.

Люди, которые изначально воспринимают изменение как положительное, тоже проходят через процесс сопротивления, но отличный от того процесса, который сопровождает негативно воспринимаемые изменения.

Стадиями положительного сопротивления изменениям являются:

1. Не информированный оптимизм. Это наивный энтузиазм, основанный на недостаточной информации. Женитьба или замужество – классический пример крупного позитивного изменения, которое поначалу воспринимается как замечательное, а потом порождает трудности. Уровень пессимизма очень низок, так как оба настроены чрезвычайно позитивно по отношению друг к другу и верны своему решению вступить в брак.

2. Информированный пессимизм. На этой стадии появляется сомнение в правильности основного решения об изменении. Это сомнение источник серьезной озабоченности, так как у каждого человека существует свой максимально допустимый уровень пессимизма. Если этот уровень оказывается превышенным, то происходит уход (отказ от изменений).

3. Подающий надежды реализм. На этой стадии мы по-прежнему сталкиваемся с большим количеством проблем, но у нас появляется ощущение, что мы с этим справимся. Чем больше проблем удается решить, тем увереннее мы себя чувствуем.

4. Информированный оптимизм. Эта стадия отражает состояние уверенности, являющееся результатом пройденных испытаний.

5. Завершение. Изменения завершаются и воспринимаются как свершившийся факт.

Один из главных уроков, который можно извлечь из модели позитивной реакции на перемены, состоит в том, что те мифические шансы, по которым многие так тоскуют, на самом деле обходятся гораздо дороже, чем предполагалось. Если цена оказывается слишком высокой, мы отказываемся от своего решения; если сомнения и пессимизм не превышают нашего максимально допустимого уровня, мы обычно способны разрешить свои проблемы и двигаться дальше.

tumblr_inline_n4ddemMBwQ1sqshuw

It’s time to kill или немного о сравнениях


«- Вообще трудно считаться, кому тяжелей. Это ещё трудней, чем соревноваться успехами. Свои беды каждому досадней. Я, например, мог бы заключить, что прожил на редкость неудачную жизнь. Но откуда я знаю: может быть, вам было ещё круче? Как я могу утверждать со стороны?
- И не утверждайте, а то ошибётесь. - Шулубин повернул-таки голову и вблизи посмотрел на Олега слишком выразительными круглыми глазами с кровоизлияниями по белку. - Самая тяжёлая жизнь совсем не у тех, кто тонет в море, роется в земле или ищет воду в пустынях. Самая тяжёлая жизнь у того, кто каждый день, выходя из дому, бьётся головой о притолоку - слишком низкая…»

Александр Солженицын «Раковый корпус»


Большую часть из того, что происходит с нами в жизни, и является неотъемлемой ее частью, очень сложно, практически невозможно, оценивать с использованием абсолютных понятий. Как например оценить любовь, близость, дружбу, отношения и многое-многое другое? Для этого, с самого раннего детства, формируется и, зачастую, сознательно выращивается механизм сравнений. И на ранних этапах развития этот механизм действительно необходим, так как служит основой для познания и понимания мира, формирования своего отношения к нему и построения образа себя. Для ребенка сравнение является одним из главных механизмов для всех этих важных личностных процессов. Последовательно и планомерно мы сравниваем себя с родителями, братьями и сестрами, сверстниками, другими людьми. В какой-то момент из важного познавательного механизма сравнение превращается в убийственную привычку. И шутка про то, что вопрос «Как дела?» всегда подразумевает «…по сравнению с другими», становится повседневной реальностью. Путем процедуры сравнения подсознательно устанавливаются так называемые стандарты удовлетворения, которые в последующем будут являться отправной точкой для последующих сравнений.

Когда люди оценивают происходящее с ними и свой опыт, они производят одно или более из следующих сравнений:


  • Сравнение опыта с тем, чего они ожидали или на что надеялись. В результате этого сравнения устанавливается стандарт удовлетворения для оценки расхождения между тем, что человек имеет, и тем, что он хочет.

  • Сравнение опыта с другим опытом, пережитым в прошлом. В результате этого сравнения устанавливается стандарт удовлетворения для оценки расхождения между тем, что человек имеет, и самым лучшим из того, что он имел в прошлом

  • Сравнение опыта с опытом других людей. В результате этого сравнения устанавливается стандарт удовлетворения для оценки расхождения между тем, что человек имеет, и тем, что, по его мнению, имеют другие.

По мере того как условия жизни улучшаются, повышаются и стандарты сравнения. То, что некогда было вполне приемлемым, больше не кажется достаточно хорошими. Еще одним прямым следствием повышения стандартов сравнения является рост соответствующих ожиданий и стремлений.

Весь парадокс заключается в том, что каждое из таких сравнений делает оценку опыта относительной, что может понижать или повышать его реальное качество. Тем самым делая и сравнение, и саму оценку, абсолютно бессмысленными, но приносящими много разного рода переживаний, приятных и не очень. За размышлениями о том, что борщ сегодня не такой вкусный как на прошлой неделе и поцеловал он меня сегодня как-то походя, совсем не так, как вчера теряется самое главное – истинные переживания по каждому из этих поводов. Доступ к переживаниям, а через них к истинным желаниям и потребностям, оказывается заблокированным. И тогда важными становятся не сами борщ и поцелуй, а то, чтобы они оказались не хуже, чем в прошлый раз. Или даже чуть-чуть лучше. Тогда будет совсем хорошо. В этом смысле сравнивать гораздо проще, чем обращаться к своим истинным переживаниям, – это еще один довод в пользу того, чтобы оценивать и сравнивать, вместо того, чтобы проживать.

При такой силе, которой обладают механизмы сравнения и оценки, противостоять им очень сложно. А с учетом того, что они все же обладают и некоторой полезностью, о которой мы говорили в самом начале, совсем отказываться от них не стоит, да это и невозможно. Очень неплохим выходом в этой ситуации является переход от оценки и сравнения к различению. Своего рода безоценочной идентификации происходящих событий. Это требует определенных усилий, обращения к собственным переживаниям, способности выдерживать напряжение, связанное с некоторой неопределенностью, связанной с процессом различения. Здесь главным оказывается проживание, способность оставаться в контакте с другим человеком или ситуацией и готовность оставаться в этом контакте столько, сколько потребуется для различения. И тогда результат этого различения становится хорошим подспорьем для понимания своих истинных желаний и потребностей, которые можно превратить в опыт без необходимости последующей оценки. Она будет не нужна, потому что это будет то самое. Не так все просто, но попробовать стоит.

tumblr_inline_n8xhmeVgQD1sqshuw

Тот самый (не)важный опыт

Высокий темп жизни – данность современного общества. События, места и люди сменяют друг друга с удивительной скоростью. Важно все успеть и ничего не упустить. Этот яркий и захватывающий калейдоскоп создает иллюзию полноты и хорошего качества жизни.

В связи с этим, я вот о чем хочу поразмышлять. Все, что происходит с человеком в жизни, остается с ним в виде некоторой не очень понятной конструкции, называемой опыт. Но этот опыт не появляется просто так и тем более не становится частью внутреннего мира человека без определенных усилий. К тому же опыт этот бывает разный и в результаты его присвоения – тоже разные.

В общем и целом весь опыт можно разделить на три большие категории:


  • опыт, в результате которого я что-то узнаю про себя, и который каким-то образом меняет мои представления о себе, мой внутренний образ себя или мою идентичность;

  • опыт, определяющий мои представления о других людях и способах взаимодействия с ними;

  • опыт, дополняющий мою внутреннюю картину окружающего мира.

Вся загвоздка в том, что изменения, инициируемые новым опытом, не всегда приятны и легки. Мне ведь уже так привычно и просто с моими понятными и уже устоявшимися представлениями о себе, других людях и окружающем мире. Да, что-то такое со мной произошло, но ведь это совсем не повод меняться. К тому же это еще и времени требует, а подчас достаточно много. И тогда возникает большой соблазн сделать вид, что и не было ничего такого и с головой погрузиться в круговорот дальнейших событий. Так сказать, снова ощущать вкус жизни.

Если речь идет о некоторых целенаправленных действиях (например, достижении чего-то важного в работе или учебе), то все действия по присвоению опыта зачастую сводятся к простой оценке результатов на уровне получилось или нет. Как максимум – анализ причин, по которым не получилось. Причин, желательно не связанных с моими собственными действиями, а с кем-то другим или обстоятельствами.

Способы, которыми можно избежать присвоения (ассимиляции) опыта, у каждого свои и зависят они от индивидуальных особенностей человека. Вот только некоторые из них:


  • обесценивание самого опыта. Когда то, что произошло, не настолько ценно чтобы уделять этому внимание. При обесценивании невозможно признать результаты сделанного самим собой;

  • обесценивание способа действия. В этом случае невозможно присвоить то, каким образом это было совершено (сделано). Как-то так все само собой вышло без моих собственных усилий;

  • обесценивание изменений. Можно отказаться от своих собственных изменений, которые произошли в результате поступка, события или действия;

  • поиск смысла. В данном случае поиск смысла заменяет чувство удовлетворения или неудовлетворения. Если в результате чего-то ищется смысл, значит точно есть неудовлетворение. И вместо того чтобы это признать и сделать частью своего опыта, все усилия направляются на поиски некоторого смысла произошедшего;

  • забывание очевидно значимых переживаний. Как возможность не признать ответственность за собственные действия и ощущения;

  • невозможность отпустить выбор. Когда место размышлений о произошедшем и вариантах дальнейших действий занимают сомнения в правильности сделанного выбора и фантазии о том как все могло сложиться при другом раскладе;

  • размышления об упущенных возможностях. Детально и подробно рассматриваются всевозможные приятные и не очень возможности, которые можно было бы использовать;

  • вышучивание и самовышучивание (ирония). Используется как подкрепление обесценивания.

Я уверен, что это далеко не полный список возможных способов избежать ассимиляции опыта. И какого-то конкретного и действенного рецепта для того чтобы вот так взять и перестать обесценивать свой собственный опыт, как мне кажется, не существует. Кроме самого простого – делать паузы. В работе, в общении, в собственной жизни. Паузы на то чтобы встретиться с собой и моим опытом. Познакомить себя со своим собственным опытом. Попробовать признать его важность и то, что он имеет право изменять меня. Внимание, самая большая тайна, – именно для этого он и нужен! Не только для того, чтобы можно было сказать – а у меня был такой опыт. Но и для того, чтобы была возможность опереться на него в формировании чувства «кто и какой я есть в этой жизни». И иметь возможность погордиться этим.

tumblr_inline_na59fqvjDs1sqshuw

Тишина

Там тишина моя вдвойне.
И перемешанные тени,
Чуть слышные шаги, ступени,
Свет в занавешенном окне.

Там нежный отблеск безразличья
Остынет в сердце навсегда.
Воспоминаний череда
Нас обнимает неприлично.

Как-будто явь, а не во сне.
Простив неважные детали,
Еще чуть-чуть и мы бы стали…
Но тишина моя вдвойне.

Феномены близких отношений. Часть 1

Перед тем как начать разговор про близкие отношения, стоит прояснить один важный момент, определяющий все дальнейшие размышления. Состоит он в том, что близость – это процесс, а не некоторое фиксированное состояние. Этот процесс протяжен во времени и заключается в постоянной проверке (тестировании) психологических границ, своих собственных и партнера. Чаще всего, первыми результатами этой проверки становятся следующие:


  • я начинаю замечать в партнере что-то новое, то чего не видел(а) раньше;

  • я перестаю видеть то, что уже стало для меня привычным.

Если оба этих результата меня устраивают (нравятся, радуют, делают партнера еще более привлекательным в моих глазах), это продвигает близкие отношения на новый уровень. Но возможен и такой вариант, при котором один из результатов (или оба) не устраивает: вызывает недоумение, непонимание, раздражение или другие не очень приятные эмоции. В результате этого в отношениях возникает напряжение и на первый взгляд кажется, что это может не очень хорошо сказаться на развитии близости. Но это не совсем так.

В данном случае все зависит от того, как мы с этим напряжением обходимся. И тут очень важными являются следующие моменты, на которые необходимо обратить внимание:


  • способность и готовность выдерживать напряжение в близких отношениях являются неотъемлемой частью и важными показателями процесса их развития;

  • внимание к этому напряжению позволяет обнаружить себя и выявить свои потребности: чего же я на самом деле хочу от этих отношений;

  • близкие отношения это то место, в котором возможно проживать максимально широкий спектр эмоций, как позитивных, так и не очень. И неприятные эмоции в данном случае более показательны для оценки степени близости.

Таким образом, процесс развития близких отношений требует от обоих партнеров некоторых усилий, ответственности и решимости в обхождении с собственным напряжением приближения. И то, каким образом каждый из партнеров обойдется с этим напряжением исходя из своей способности к близости, во многом определяет развитие ясных и искренних отношений.

tumblr_inline_n3cb0mI32H1sqshuw

Эволюционный подход к происхождению морали

Несколько мыслей после прочтения книги Франса де Вааля «Истоки морали. В поисках человеческого у приматов».

Предмет споров не столько истина как таковая, сколько то, что с этой истиной делать. По сути, эта фраза в общем и целом определяет основную идею книги. Определяет, но не исчерпывающе описывает. Поскольку автор разносторонне эрудирован и научно подкован.

Непростая тема возникновения морали проходит красной нитью через многочисленные этологические эксперименты и эстетически-исследовательское погружение в творчество Иеронима Босха. Причем возникновение это раскрывается и обосновывается не через привычный и наиболее распространенный подход «сверху – вниз», главный посыл которого состоит в том, что человек не знает, как нужно себя вести, и кто-то (читай бог, религия, общество и т.д.) непременно должен ему об этом сказать. А как некоторый эволюционный процесс «снизу – вверх», из неизбывного животного прошлого, через обще-стадное выживание к повседневному социальному взаимодействию. В этом смысле немного меняется сама идея морали, которая в данном случае превращается из сдерживающего животные инстинкты карательного инструмента в необходимый эволюционный механизм, своего рода инстинкт, в полной мере способствующий выживанию и устойчивому развитию.

Вот лишь несколько цитат, которые, как я надеюсь, не помешают, а скорее наоборот, заинтересуют в прочтении.

«Социальная иерархия – гигантская система запретов и тормозов; именно она, вне всякого сомнения, положила путь к человеческой морали, которая представляет собой такую же систему. Ключевой момент здесь – контроль поведенческих импульсов».

«В итоге можно сказать, что социальный кодекс, по которому живут приматы и дети, поддерживается двумя факторами: внутренним и внешним. Первый – это эмпатия и желание со всеми поддерживать хорошие отношения, что заставляет избегать ненужных ссор. Второй – угроза физических последствий, таких как наказание со стороны вышестоящих. Со временем эти два фактора создают внутренний набор правил и ограничений, который я называю межличностной моралью».

«Нормативная этика несет на себе явную печать предыдущей эпохи. Вся концепция морального «закона» предполагает принцип, который внедряется или по крайней мере может быть внедрен силой, причем остается только гадать, кто или что становится такой силой. В прошлом ответ был очевиден, но как применить эту концепцию, не привлекая идеи Бога?»

Через интересные эксперименты и красочные примеры наблюдения за поведением приматов автор раскрывает с одной стороны простую, но в то же время глубокую идею. При наличии развитого социального взаимодействия животные, даже в отсутствие развитой у человека способности к прогнозированию событий и экстраполированию поведения, приходят к необходимости наличия правил совместного проживания, которые не только способствуют организации некоторого всех устраивающего порядка, но и напрямую связаны с выживанием. При этом эти правила, в отсутствии формального языка и письменности, не только ни исчезают, но и по сути кардинально не меняются, оставаясь в некоторой устойчивой точке эволюционного равновесия. Если убрать некоторую высокопарность, которой наделяет мораль религиозная склонность человека к размыванию граней между реальностью и воображением, то останутся только те самые простые (или чуть более сложные в силу особенностей организации человеческого мозга) правила социального взаимодействия, направленные на эволюционное выживание нашего вида. И здесь не могу удержаться от очередной, на этот раз последней, цитаты из книги – «Человек, которому мешает бесчинствовать только вера, поневоле внушает опасения».

Еще одна интересная идея, которая упоминается в книге, касается происхождения чувства стыда. И не случайно именно это переживание устойчиво связывается с нарушением моральных законов в человеческом обществе. В большинстве описаний переживания стыда имеется момент, связанный с желанием стать невидимым, исчезнуть, потому как в данный момент человек, такой, какой он есть, не имеет права существовать. Чисто физически мы в этот момент как бы становимся меньше, съеживаемся и опускаем глаза. С учетом антропологических изысканий Дэниэла Фесслера, который занимается изучением чувства стыда в различных человеческих культурах, съеживание или желание исчезнуть напрямую отражает позу подчиненного животного перед лицом разгневанного доминантного. Что это, если не глубинный архаически-иерархический образец поведения, характерный для особи не только нарушившей некоторые правила, но и замеченной в этом другой особью, обладающей более высоким рангом. При всем при этом, в человеческой ситуации стыда всегда присутствует некто, кто стыдит, даже если физически эта фигура в ситуации не присутствует. Возможно, тем самым, благодаря воображению и способности человеческого мозга к достраиванию и додумыванию обеспечивается полное воспроизведение ситуации нарушения правил социального взаимодействия.

Книга подкупает также и тем, что точка зрения автора не подается как единственно верная. А как возможный вариант происхождения морали, который имеет некоторое количество доказательств. В дополнение к этому приводятся и подробно разбираются и другие, имеющиеся на данный момент подходы. Все это сочетается с большим количеством цитат и отсылок к другим работам и обширной библиографией. В общем, чтение в высшей степени увлекательное.

01

Как быть в кризисе

Одной из основных характеристик пребывания в кризисе является непонимание своего состояния. Пользуясь только собственными ресурсами очень сложно это самое кризисное состояние определить. Конкретных примеров кризисных состояний много, это может быть, например, потеря работы, уход из жизни близкого человека, финансовые трудности и многое другое. Но, по сути, все кризисные состояния можно разделить на две большие группы.

Первая – это потеря опоры (внутренней или внешней). Это происходит когда то, в чем я был уверен, чем пользовался или на что мог рассчитывать, внезапно исчезает. Я не могу на это больше опираться, или тот способ, который я использовал для того чтобы на это опираться перестает работать. Ресурс вроде бы есть, но я как будто разучился им пользоваться. Например, мои профессиональные навыки все еще при мне, но как их применить при поиске новой работы или на новом рабочем месте, я не очень понимаю. Или, например, близкий человек был все время рядом, была какая-то определенность, мы друг от друга что-то получали, поддерживали. И вдруг мы расходимся, образовывается пустота, которую вот так сразу и заполнить нечем.

Вторую большую группу кризисных состояний можно озаглавить как «потеря видения будущего». В эту группу попадает все, что может быть связано с появлением большого количества неопределенности в ближайшем и отдаленном будущем. Когда давно и красиво нарисованная картинка как по мановению волшебной палочки заменяется на элегантный, но от этого не менее пугающий, черный квадрат. Проекты, на которые я рассчитывал перестают существовать, цели уже не кажутся такими ясными и достижимыми, тревоги по поводу неопределенного будущего становится все больше.

У пребывания в кризисе есть еще один, на первый взгляд незаметный, социальный аспект. Связан он с тем, что в наш век достижений и успеха, быть в кризисе это, мягко говоря, не очень хорошо. По большей части кризис связывают с неудачниками, теми, кому не очень повезло. Или глупыми, которые вовремя не сориентировались и от оного кризиса себя не обезопасили. Все это добавляет к кризисному состоянию оттенок стыда, который усиливает это самое состояние. Стыд в данном случае блокирует признание нахождения в кризисе – первого и самого главного этапа по выходу из него. И получается своего рода замкнутый круг.

Поэтому на начальном этапе кризиса очень важно организовать себе как можно больше поддержки. Это могут быть близкие друзья, сообщество, в котором вас принимают, психолог. Или какие-то другие варианты, которые вам больше подходят. Вся эта поддержка необходимо для того, чтобы увидеть, почувствовать и признать себя в кризисе, справиться со смущением или стыдом по этому поводу. Осознать, что это состояние не делает человека отдельным, не очень хорошим или каким-то другим, с которым лучше не иметь дел.

В заключении хочется поделиться одним хорошим способом, которым можно пользоваться в кризисе. Обычно, в кризисном состоянии появляется ощущение острой нехватки сил, которые могут очень понадобиться в проживании этого состояния. В этом случае может помочь очень четкое расходование собственных сил. Я называю этот способ – «10 спичек». Представьте, что каждый день у вас есть только десять спичек. И каждое ваше дело или активность (любая, даже самая маленькая) стоит ровно одну спичку. Приготовил себе еду – отдал одну спичку. Сделал какое-то важное дело – отдал еще одну. И так далее, пока спички не кончились. И здесь важно быть честным с собой и твердым в своем намерении пройти через кризис. Кончились спички – значит пора отдыхать и восстанавливаться, заботиться о себе. А еще это помогает определить самое нужное и важное в жизни в данный момент, что служит такой необходимой опорой в проживании кризисного состояния. Быть в кризисе возможно, главное – не забывать экономить спички.

004

О силе одиночества

Размышления об одиночестве, как одной из экзистенциальных данностей, приводят к тому, что оно является важным и ресурсным механизмом для человека. Хотя на первый взгляд кажется, что все совсем наоборот. Особенно, если внимательно присмотреться к двум крайним точкам человеческой жизни – рождению и смерти. Начинается все с ужаса одиночества в холодном и непонятном мире, резко и внезапно чувствующегося после теплого и приятного слияния с матерью. А заканчивается болезненно-тоскливым ощущением того, что никто не пойдет вместе с тобой в тот самый последний путь. На самом деле не все так однозначно.

В течении жизни одиночество может ощущаться по-разному, в зависимости от того что происходит с человеком или что является в этот момент наиболее важным для него.


  • Внутриличностное одиночество – ощущение того, что я как-будто не могу найти контакт с собой или какими-то частями себя. Что-то очень важное внутри меня остается недоступным, очень отдельным (например, желания или потребности). Словно существует какая-то часть меня, которую я сам бессознательно отвергаю, не замечаю или с полной уверенностью считаю, что такая часть у меня вообще отсутствует.

  • Межличностное одиночество – ощущение, что рядом со мной никого нет. Своего рода отрезанность от всех остальных людей, порождающая тревогу, что никто так и не появится и я никогда и ни с кем не смогу стать близким.

  • Экзистенциальное одиночество, проявляющееся через ощущение отдельности от всего остального мира и связанное с необходимостью принятия ответственности за свою жизнь и поступки.

Каким же может быть позитивный опыт проживания каждой из форм одиночества, являясь тем самым важной составляющей человеческого существования?

Суть позитивного проживания внутриличностного одиночества может заключаться в возможности идентифицировать (сделать явными) те самые недоступные и отвергаемые части себя и интегрировать (присвоить, признать в себе) их. Такую форму одиночества можно рассматривать как уединение, паузу для себя, переживание, дающее доступ к своему собственному внутреннему миру. Одиночество как место принятия собственной ценности.

Межличностная форма одиночество наиболее ярко проявляется в двух видах:


  • Чувство отвержения и брошенности, болезненное переживание, возникающее при нарушении свободы в отношениях;

  • Изоляция, переживаемая как отчаяние от бессилия проконтролировать процесс близости.

Соответственно и опоры в проживании каждого из этих двух видов будут разными. В первом случае ими могут быть уважение к партнеру и его праву на отдаление и некоторую свободу. И тогда одиночество может быть точкой паузы, временем для размышлений и обращения к собственным желаниям и ожиданиям относительно партнера и отношений с ним. Местом, где можно соскучиться друг по другу. Во втором случае отправными точками проживания одиночества могут стать доверие партнеру и признание его ценности. Признание другого человека равным себе и имеющим право быть неконтролируемым. Чтобы стало возможным проживание одиночества через принятие собственной уязвимости, вызванной необходимостью (нужностью) другого человека. Хорошим итогом такого проживания одиночества может стать формирование готовности пустить другого человека к своей уязвимости, сделать большой шаг в сторону близости.

Проживание экзистенциального одиночества представляет собой важный этап взросления. Взросления как ощущения и осознания собственной отдельности и уникальности в этом мире. Своего рода самостоятельности, готовности принимать важные для себя решения и нести за них ответственность. Возвращение самому себе ответственности за свою жизнь. Обретение свободы наполнить собственное одиночество в соответствии со своими желаниями и потребностями.

В завершении хочется остановиться еще на двух важных моментах. Первый касается ощущения тревоги, сопровождающего каждую форму одиночества. Внимательное исследование этой тревоги позволяет идентифицировать ее источник и тем самым выбрать наилучший способ для проживания одиночества. Насколько выбранный способ подходит, можно будет судить по степени уменьшения тревоги. Второй важный момент заключается в том, что одиночество – это экзистенциальная данность, его невозможно прожить раз и навсегда. И в этом смысле позитивный опыт проживания одиночества не только позволяет попробовать принять эту данность, но и найти в ней внутреннюю опору.


tumblr_inline_n4i5fnGZRb1sqshuw

Мой LiveJournal

Дорогие друзья!

Место, в котором я до этого момента выкладывал свои статьи и размышления, оказалось не очень живым и жизнеспособным. Так что теперь я буду делать это здесь. Постепенно перенесу сюда все уже написанное и непременно буду наполнять новым.
Так что добро пожаловать с мыслями, чувствами, дружбой, кроспостами, комментариями и т.д. и т.п. Буду рад видеть вас здесь:)

___warm_winter____by_rare_pearl-d5kecuz копия

Про фальстарт и зефирки

Наделяя происходящее смыслом, мы добавляем себе уверенности в происходящем. Как будто мы разбираемся в том, что происходит. Можем прогнозировать ситуацию и вообще чувствовать себя хорошо. Появляется своего рода иллюзия контроля. Но самое главное, это позволяет избежать нахождения в неопределенности. Нахождения в состоянии, в котором еще нет какого-то конкретного отношения к происходящему. Получается, что неопределенность это нечто как минимум не очень хорошее. Пословицу даже мудрые китайцы придумали про жизнь во время перемен (в том смысле, что перемены есть одна из самых неопределенных вещей в жизни). И никто в этих самых переменах не хочет жить.

Выходит, что в попытке избежать неопределенности мы хватаемся за первое попавшееся – работу, отношения, решения и много чего другого. Оно и понятно, а вдруг больше ничего не достанется. Разберут все те, которые половчее. Кто быстрее, выше и сильнее (ну как учили). Очень не хочется остаться ни с чем. Лучше уж с чем-то, присвоим это, наделим смыслом, глядишь, и счастье придет. Родился, и ты в игре. Той самой, которая с нулевой суммой. И подписка у тебя пожизненная, на первый взгляд не платишь вроде, а игра бесконечно продолжается. Жизней вроде не убавляется и бонусы кое-какие изредка выпадают. Победитель в общем.

Эксперимент даже был про это. Тот который про детей и зефирки. И все в общем как-то в курсе, но «волю х победе» не задушишь, не убьешь. Хотя вопрос-то совсем не в этой навязанной извне воле, а в той, которая рождается изнутри. На которую можно опираться по жизни. Той воле, которая происходит из ощущения собственной врожденной ценности. Я существую и это зело хорошо есть. И напряжение неопределенности я переживать могу и награду отложенную дождусь, пусть даже в виде всего лишь еще одной зефирки.

Понятное дело, что баланс во всем нужен, и замирать в неопределенности тоже не стоит. Определиться все же придется, но пусть это будет в подходящее для этого время. Подходящее именно для вас. В этом смысле очень удачной кажется метафора с фальстартом. Не выдержал предстартового напряжения и все, дистанция не для тебя уже. Хотя и форма у тебя красивая и по телевизору показали. А гимн, от которого слезы гордости, не услышишь уже.